Еще один экспертный взгляд на проблему индексации накоплений граждан в Госстрахе СССР
Финансы,
27 мая 1999 г.
Об индексации страховых взносов граждан в органы государственного страхования 6979 просмотров
Страхование не может развиваться изолированно от окружающей его внешней среды. Являясь частью экономических отношений общества, страхование с неизбежностью подвергается влиянию действующих в нем кризисных явлений. Не может быть стабильного страхового рынка в стране с нестабильной экономикой. Однако повысить порог чувствительности страховой деятельности к кризисным явлениям, уменьшить их отрицательное влияние, найти новые направления развития возможно и необходимо.
Индексация страховых взносов по долгосрочным видам страхования признана государством своим внутренним долгом и предусмотрена Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” от 10.05.95 № 73-ФЗ и Указом Президента РФ “О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации” от 08.04.96 № 494. Для разработки механизма индексации была создана рабочая комиссия, результаты деятельности которой так и остались неизвестными для заинтересованных лиц. Учитывая, что со времени создания комиссии экономическая ситуация неоднократно изменялась, можно предположить, что сделанные ею наработки в современных кризисных условиях неприменимы. Поэтому предложим собственный вариант механизма индексации страховых взносов, основанный на широко применяемом ныне принципе реструктуризации задолженности. Развитие страховой деятельности в целом и страховых компаний в частности может быть реализовано прежде всего через организацию и мотивацию участников этой деятельности. Социально-экономическая база страхования формируется через вовлечение широкого круга страхователей в страховые отношения. Это предполагает мотивацию страхователей (как физических, так и юридических лиц). В развитых странах страховщики ориентируются на работу, прежде всего, со средним классом, составляющим экономическую основу общества и большинство населения, а также корпоративными клиентами. Наличие у таких клиентов крупных имущественных интересов и многолетней привычки защищать их собственными силами, в том числе и с помощью страхования, а также наличие необходимых для этого средств делают процесс приобретения страховых услуг столь же привычным, как приобретение любого другого необходимого товара. Совершенно иная социально-экономическая ситуация в России, особенно после кризиса, поэтому копирование приемов организации страхования не приведет к успешному развитию страховой деятельности прежде всего из-за различий в экономическом положении населения, составляющего социальную базу страхования. По оценкам журнала “Эксперт”, в середине 1997 г. средний класс в России составлял от 6 до 11% населения, в то время как, например, в Индонезии — 50%. Финансовый кризис поставил под угрозу именно средний класс. По прогнозу специалистов его доля может сократиться на 30-40%, а следовательно, почти на столько же уменьшится и число потенциальных страхователей. Реальные среднемесячные доходы граждан, выросшие с 1991 г. до середины 1998 г. с 4 долл. до 170 долл., в результате кризиса сократились по меньшей мере наполовину. Перспектива увеличения спроса на страховые услуги со стороны юридических лиц, несмотря на заверения правительства в грядущем развитии промышленности, маловероятна, поскольку сокращение импорта промышленной продукции в условиях утраты большей части отечественных технологий и сырья не сможет стать серьезным стимулом развития. Тем самым можно ожидать дальнейшего сокращения социальной базы страхования. По мнению известного экономиста А.Лившица, по итогам 1998 г. ожидается снижение валового внутреннего продукта на 5,5%, годовая инфляция — 70%, снижение реальных доходов населения не менее чем на 26%. По многим параметрам экономики, по возникающим проблемам и предпринимаемым попыткам их решения послекризисная ситуация напоминает начало 1995 г. с разницей лишь в уровне инфляции и размере внутреннего долга. Прогнозы Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН показывают, что ожидать экономического роста в 1999 г. не приходится. Темпы падения валового внутреннего продукта сохранятся, индекс инфляции 130-150% (“Экономика и жизнь”, 1998 г., № 49, декабрь). Поэтому надеяться, что в ближайшем будущем у потенциальных страхователей появятся лишние средства, которые они добровольно захотят потратить на страхование, было бы опрометчиво. В соответствии с практикой многих развитых стран мотивация страхователей в процессе управления страховой деятельностью достигается, прежде всего, через формирование потребности в страховании, страховой культуры, на первых порах через обязательное страхование. К сожалению, долголетняя привычка к социальному иждивенчеству в нашей стране отучила широкие слои населения заботиться о себе и своей собственности, что является серьезнейшим препятствием для развития страхового рынка. Отмена постановления Совета Министров СССР от 02.10.81 по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам (окладного страхования), сделанная с благой целью приведения постановлений правительства в соответствие с Гражданским Кодексом, по сути, подорвала одну из основ массового распространения страхования и лишила недорогой страховой защиты миллионы людей. Задержка рассмотрения в Государственной Думе законопроекта об обязательном страховании автогражданской ответственности, принятие которого могло бы стать поворотным моментом в развитии страхового рынка в условиях кризиса, является еще одним примером неэффективного управления страховой деятельностью со стороны законодательной и исполнительной властей. Страхование гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, проводится небольшой замкнутой группой страховых компаний и в силу этого, а также недостатка средств у предприятий для оплаты взносов по крупным страховым рискам, не может стать в ряд основных направлений развития страховой деятельности. Принятое постановлением Правительства “О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства” от 27.11.98 № 1399 решение о государственной поддержке страхования урожая сельскохозяйственных культур, в том числе за счет бюджетных средств, также не приведет в ближайшее время к заметному развитию страхования юридических лиц вследствие недостатка средств у подавляющего большинства сельскохозяйственных предприятий и дефицита бюджетов всех уровней. Личное страхование за счет средств работодателя, составляющее большую часть объемов страховых взносов крупных столичных страховых компаний, в связи с подготавливаемыми изменениями в налогообложении юридических и физических лиц и порядка отчислений во внебюджетные фонды, потеряет свою привлекательность для клиентов и превратится во вспомогательный вид, не играющий заметной роли на страховом рынке. Поэтому основными клиентами для все большего числа российских страховщиков становятся граждане. В ближайшей перспективе страховщики должны ориентироваться в своей работе на широкие слои небогатого и просто бедного населения. Для успешной, эффективной работы с ними потребуются специальные организационные меры, определяемые во многом социально-экономическим положением населения. В результате многолетнего проведения обязательного страхования строений и животных, принадлежащих гражданам, и в России у населения выработались некоторые привычки к страхованию, но в современных условиях недостатка средств и отмены массовых видов обязательного страхования наиболее действенным способом мотивации широких слоев населения к страхованию остается сохранение традиций и доверия. И здесь крайне важным для любой компании и страхования в целом остается безукоризненное выполнение своих обязательств перед страхователями, т.е. сохранение платежеспособности, являющееся лучшей мотивацией для повторного обращения в компанию. Российская экономика недополучает огромные деньги вследствие неразвитости в стране долгосрочного страхования жизни, а одна из важнейших причин этого — нежелание государства решать проблему индексации взносов граждан по долгосрочным договорам в органы государственного страхования, обесценившихся в 1991-95 гг. Серьезной проработки эти проблемы не нашли и в Основных направлениях развития национальной системы страхования. Без решения же их классические виды долгосрочного страхования неперспективны. Таким образом, дальнейшее развитие страховой деятельности связано не только с созданием благоприятных экономических и нормативных условий, но и с расширением своей социальной базы за счет работы с населением и решения возникающих при этом проблем. Поскольку большинство населения России проживает в провинции и там же производится и перерабатывается большая часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение социальной базы страхования должно идти по направлению укрепления и развития региональных страховых компаний, в том числе компаний системы Росгосстраха. Основу социальной базы страхования может сформировать система государственных страховых компаний, в первую очередь, система Росгосстраха благодаря ее уникальной разветвленной филиальной сети (около 2500 филиалов), навыкам работы с широкими слоями населения, большому числу действующих договоров (более пятидесяти миллионов) и сохранившемуся, по большей части, доверию населения. Компании Росгосстраха являются системообразующими страховыми компаниями. В своей речи на выездной сессии Всемирного экономического форума, проходившей в Москве в начале декабря 1998 г., Председатель Правительства РФ Е.М.Примаков на вопрос “Каковы уроки кризиса?” ответил следующим образом: “Пожалуй, самым тяжелым последствием разразившегося кризиса стало не обесценение рубля и не падение производства, а тотальный кризис доверия… Сложившаяся в результате неудачных или полуудачных реформ “экономика недоверия” является мощнейшим тормозом, не позволяет двигаться вперед. … Игнорирование проблем реального сектора экономики: непродуманная политика импорта в сочетании с заниженным курсом рубля и удушающими налогами остановили отечественное производство. Крайне слабой и “искусственной” оказалась банковская система, приспособленная не столько к нормальной работе с производителями и вкладчиками, сколько к паразитированию на государственном бюджете. Слабость правовой системы, особенно в том, что касается гарантий прав инвесторов, вкладчиков и кредиторов, регулирования экспорта капитала и взаимоотношений между центром и регионами. Неэффективность государственной машины, действовавшей непоследовательно и хаотично, исходя не столько из общественной целесообразности, сколько под влиянием разнонаправленных импульсов различных лоббистов и группировок. Односторонний мораторий на выплату долгов по государственным бумагам, провозглашенный 17 августа, окончательно подорвал доверие и за рубежом, и внутри страны к возможности стабильного сотрудничества с государственными коммерческими структурами и коммерческими банками. В результате всего этого создалось самое опасное… — довольно широкое недоверие в России к самой концепции, к самому процессу перехода к рынку”. Столь обширная цитата потребовалась, чтобы подчеркнуть всю важность завоевания и сохранения доверия населения к страхованию в современных условиях. Анализ публикуемых в “Экономике и жизни” статистических отчетов по региональным рынкам доказывает, что в большинстве регионов сохранилось доверие населения к страхованию вообще и к страховым компаниям Росгосстраха в частности. Вместе с тем фактическое банкротство компании “Росгосстрах-Тверь”, неплатежеспособность компаний Росгосстраха в Калининграде, Екатеринбурге и ряде других городов и, главное, отсутствие каких-либо сдвигов в решении на правительственном уровне вопроса индексации страховых взносов граждан по долгосрочным договорам в органы государственного страхования, обесценившихся в 1991-95 гг., подрывает авторитет не только государственных страховых компаний, но и страховой деятельности вообще и требует принятия незамедлительных мер. Для Сберегательного Банка государство сумело изыскать средства для частичной индексации вкладов, для Росгосстраха — нет, и эта проблема даже не нашла своего отражения в Основных направлениях развития национальной системы страхования. Индексация страховых взносов по долгосрочным видам страхования признана государством своим внутренним долгом и предусмотрена Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” от 10.05.95 № 73-ФЗ и Указом Президента РФ “О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации” от 08.04.96 № 494. Для разработки механизма индексации была создана рабочая комиссия, результаты деятельности которой так и остались неизвестными для заинтересованных лиц. Учитывая, что со времени создания комиссии экономическая ситуация неоднократно изменялась, можно предположить, что сделанные ею наработки в современных кризисных условиях неприменимы. Поэтому предложим собственный вариант механизма индексации страховых взносов, основанный на широко применяемом ныне принципе реструктуризации задолженности. В соответствии с указаниями Минфина СССР о порядке проведения переоценки страховых взносов (исх. 25В от 07.06.91), которые могут быть приняты за основу, индексации подлежат взносы по договорам долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее трех лет, страхования детей, страхования к бракосочетанию, пожизненного страхования, страхования воспитанников детских интернатных учреждений и страхования пенсий. Индексации не подлежат страховые взносы по досрочно прекращенным договорам. В качестве методики индексации предлагается следующее. Объем государственного долга по вкладу определяется путем умножения суммы страховых взносов, уплаченных страхователем до 01.01.92, на коэффициент индексации. Значение коэффициента индексации принимается из приведенной ниже таблицы в зависимости от года окончания договора страхования. Анализ изменения стоимости потребительской корзины с 1991 г. по 1998 г. показывает, что относительное удорожание ее стоимости за этот период составляет примерно 10000 (десять тысяч) раз без учета деноминации денежных средств. Таким образом, максимальное значение коэффициента индексации в 1998 г. относительно 1991 г. следует принять равным 10000. Промежуточные значения коэффициента индексации рассчитаны пропорционально изменениям сводных индексов потребительских цен, приведенным в таблице (по статистическим данным — оценочно) в период с 1992 по 1998 годы и характеризующим уровень инфляция относительно 1991 г. В дальнейшем, если решение о порядке и сроках индексации не будет принято в ближайшее время, максимальное значение коэффициента индексации придется увеличивать по мере роста инфляции. Деноминацию целесообразно учитывать установленным порядком при выплате индексируемых сумм. Страхователям, письменно отказавшимся от получения страхового обеспечения или не обратившимся за ним в организации государственного страхования по окончании срока действия договоров страхования, индексация также должна начисляться на год окончания договора. Предлагаемый порядок индексации предусматривает индексацию вкладов с помощью специального выпуска государственных долговых обязательств (ценных бумаг) на предъявителя с фиксированным годовым доходом примерно 5% на общую сумму, равную сумме государственного долга по вкладам граждан в организации государственного страхования. По предварительным оценкам распределения договоров по срокам окончания и с учетом приведенных в таблице значений коэффициента индексации индексированный государственный долг на конец 1998 г. составляет около 40 млрд руб., что позволяет отнести выплату этой суммы на 3-5 лет и определить срок действия государственных долговых обязательств в три-четыре года с выплатой в течение 2002 г. Номинал сертификатов государственных долговых обязательств рекомендуется установить в 1000, 500, 100, 10, 5 и 1 руб. Может быть установлена и процедура торгов такими обязательствами. В порядке выплаты необходимо предусмотреть выплату процентного годового дохода и индексированных сумм по вкладам через правопреемников организаций государственного страхования — компании системы Росгосстраха. Выплату индексированных сумм выгодоприобретателям страхователей, умерших до даты принятия решения об индексации, могут принять на себя компании Росгосстраха и производить ее из собственных средств при условии передачи Росгосстраху обязательных видов страхования, проводимых за счет бюджетных средств. Предлагаемый механизм индексации страховых взносов в целом соответствует проводимой правительством политике реструктуризации внутреннего долга и, как нам представляется, не будет обременительным для бюджета. В то же время его реализация позволит восстановить долгосрочное страхование жизни, крайне необходимое для привлечения сбережений населения в экономику. По нашему мнению, и любой другой вариант индексации, даже публичный отказ от ее проведения, в современных экономических условиях лучше, чем продолжающееся уже почти ять лет игнорирование этой проблемы. Таким образом, как мы убедились, решение проблемы развития страхования населения имеется и находится в руках органов законодательной и исполнительной власти. Решение этой проблемы позволит сохранить не только систему государственного страхования, но и обеспечить новое направление развития российского страхования в целом.
А.П. АРХИПОВ, кандидат технических наук, Росгосстрах-Тула
Вся пресса за 27 мая 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование жизни
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|